Перспективы отечественной конфликтологии
(вместо заключения).

 

    Предпринятая участниками круглого стола своеобразная экспертиза происходящих в нашем обществе социальных конфликтов, их природы, механизмов возникновения и тех особенностей, которые они приобретают под влиянием экономических, политических, правовых, национальных, духовных и иных факторов, высветила широкий спектр проблем методологического, концептуального, прагматического характера, которые предстоит решить отечественным конфликтологам.
    Их критическому осмыслению и обстоятельному анализу предполагается посвятить дальнейшие выпуски нашей серии. Но некоторые общие констатации и выводы можно попытаться сформулировать уже сейчас, "по горячим следам", с тем, чтобы представить ближайшие перспективы и основные направления теоретической и практической "разверток" усилий конфликтологов.
    Прежде всего участники дискуссии констатировали выдвижение на первый план прагматических задач конфликтологии, поскольку лавинообразное нарастание и широкое распространение разного рода напряжений, коллизий и конфронтаций во всех сферах общественной жизни требует принятия немедленных и реальных практических мер.
    При этом неоднократно обращалось внимание на преимущественно стихийный характер возникновения и развертывания конфликтных ситуаций в стране. Он выражается прежде всего в том, что эмоции конфликтующих сторон, как правило, преобладают над разумом, потому их участники не могут адекватно осмыслить существо конфликта, рационально сформулировать свои претензии и требования, уважая и учитывая при этом мнение противоположной стороны, и держаться в конфликтной ситуации твердо, но спокойно, создавая возможности для цивилизованных форм протекания и урегулирования возникшей коллизии. В результате конфликт с самого начала приобретает неуправляемый характер, и, по мере своего расширения и обострения, грозит обернуться и зачастую действительно оборачивается катастрофой, несущей участвующим в нем сторонам взаимное насилие, опустошение, а не редко и уничтожение. Особенно ярко демонстрируют это в настоящее время межнациональные конфликты в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Чечено-Ингушетии. Но эмоционально-деструктивный, преимущественно непродуманный характер с достаточным основанием можно отнести и ко многим социально-политическим, производственно-трудовым, экологическим, "образовательным" и другим социальным конфликтам.
    Существенной помехой тому, чтобы конфликты в обществе приняли рациональный, конструктивный характер, констатировали участники "круглого стола", выступает отсутствие соответствующих институтов и механизмов, с помощью которых их регулированию можно было бы придать правовой, законодательно оформленный и последовательный характер. Неподготовленное же вмешательство в их ход административных органов зачастую носит столь дилетантский и беспомощный характер, что вместо разрешения конфликтов способствует их провоцированию и дальнейшему обострению. Первый вывод, который можно сделать из всех названных негативных особенностей формирования и протекания социальных конфликтов в стране на современном, посттоталитарном этапе ее развития, состоит в необходимости создания специальной конфликтологической экспертно-консультационной службы. Основная ее задача должна состоять в том, чтобы на базе серьезного диагностического и прогностического анализа отслеживать зарождение и развертывание конфликтных процессов и в зависимости от их характера выдвигать обоснованные предложения по их локализации, рационализации и регулированию.
    Такого рода служба должна, по-видимому, постепенно и целенаправленно складываться из множества организационных звеньев разного уровня и охвата и носить общественно-государственный характер, т.е. тесно взаимодействовать с административными органами в центре и на местах и в то же время быть относительно независимой от них, избегая их возможного диктата. Подобная организация конфликтологической службы позволила бы ей, наряду с посредничеством между различными группами населения в конфликтных отношениях, выполнять и посреднические функции между администрацией и населением, а также критически анализировать и оценивать характер и результаты различных управленческих воздействий на эти отношения со стороны административных органов.
    Другой важный вывод, который можно сделать на основании обобщения высказываний участников дискуссии, состоит в необходимости, с одной стороны, освоить, а с другой - адаптировать зарубежный опыт разрешения социальных конфликтов. Необходимость освоения опыта западной конфликтологии основывается при этом на том обстоятельстве, что западные страны в основном прошли уже этап перехода от тоталитарных структур к демократическим отношениям, в который мы только вступили, и потому они уже отработали многие эффективные способы разрешения и регулирования соответствующих этому этапу конфликтов и конфронтаций, которые можно было бы с успехом использовать и у нас. Необходимость же адаптации разработанных на Западе способов к нашим условиям связана, по убеждению участников дискуссии, с тем, что эти условия обладают весьма существенными отличиями.
    Одно из таких отличий состоит в том, что наше общество находится одновременно как в экономическом, так и в политическом, и в идеологическом кризисе, и потому в нем отсутствует необходимое для нормального функционирования единство в основных ценностных ориентациях. Другим отличием является смазанное, непроявленное переплетение, недифференцированность основных интересов - экономических, социальных, политических, этнонациональных, культурных, усиливаемое к тому же отсутствием четкой идентификации себя субъектами конфликтов с определенной социальной группой, движением, общественной силой. Все это значительно усложняет и затрудняет течение и разрешение конфликтов, вместе с тем создавая существенные трудности и для их научной экспертизы, для посреднического участия экспертно-консультационной службы в их урегулировании.
    Кроме того, на Западе участники конфликтов действуют в цивилизованном обществе, в устоявшихся рамках официально признанных институциональных структур, использующих хорошо отработанные процедуры разного рода посреднической деятельности - от исследовательских групп до международного арбитража. У нас же пользование услугами подготовленных посредников непривычно пока что не только для населения, но и для властных органов, которые зачастую, даже при наличии рекомендаций специалистов по разрешению тех или иных типов социальных конфликтов, не учитывают их в разработке управленческих решений, предпочитая жить "своим умом".
    Для изменения такого положения необходимо, чтобы сами властные структуры отказались от того тоталитаристского стереотипа мышления, согласно которому политика рассматривается как сфера подавления, и перешли к ее использованию в качестве средства гармонизации самых разных социальных интересов, как это имеет место на Западе в либерально-демократических обществах.
    В сложившихся условиях - и это можно считать еще одним важным выводом из дискуссии - первейшей задачей конфликтологической экспертно-консультационной деятельности становится прояснение конфликтных ситуаций для их непосредственных участников с точки зрения их подлинной сути, действительных интересов сторон, неминуемых последствий противоборства и тех расходов и потерь, которые предстоят по мере его развертывания. В этом, по-видимому, и должен состоять первый шаг к рационализации и институциализации конфликтных отношений.
    Выполнение этой задачи предполагает внимательное изучение социальной природы наших конфликтов, механизмов их возникновения, ценностных оснований и стереотипов, которые их определяют, основных тенденций дальнейшего развертывания. Богатейшие возможности здесь предоставляет наша пресса, которая для грамотного специалиста, умеющего проводить контент-анализ материалов, является прекрасным источником информации не только о потенциальных и реальных субъектах конфликтов, особенностях их взаимоотношений, но и о возможных сценариях протекания, путях и нормативах регулирования возникших коллизий и конфронтаций. Вместе с тем, конфликтологам предстоит поработать и над собственным методическим инструментарием, позволяющим получать надежную и достоверную диагностическую и прогностическую социальную информацию, и над созданием разветвленной и квалифицированной сети анкетеров, интервьюеров, экспертов и консультантов, обеспечивающей как сбор необходимых сведений, так и их аналитическую обработку.
    Не менее важную задачу составляет и концептуальная проработка конфликтологических проблем, без которой невозможны адекватное объяснение, надежное прогнозирование и точная оценка конфликтных ситуаций, равно как и отбор эффективных средств их разрешения. Здесь, как подчеркивалось в дискуссии, нужны прежде всего такие общие концепции, которые описывали бы общественную жизнь полноценно, с учетом всех основных социальных и духовных факторов. Социальные конфликты должны занимать в них надлежащее место и описываться главным образом с точки зрения их диагностики, выявления стадий их протекания, методов контроля, профилактики и т.п. В этом, по-видимому, должен заключаться следующий шаг на пути рационализации и институциализации конфликтов.
    Вследствие того, что любой социальный конфликт является весьма сложным по своей природе образованием, имеющим и объективную, и субъективную составляющую, его концептуальное осмысление неминуемо должно носить междисциплинарный характер, быть совокупным делом представителей различных обществоведческих и человековедческих дисциплин - социологии и социальной философии, экономики и политологии, правоведения и психологии, педагогики и экологии, культурологии и антропологии, теории национальных и международных отношений, и т.д., и т.п.
    Поскольку усилия всех этих научных дисциплин призваны способствовать прояснению существа конфликтов и подлинных интересов конфликтующих сторон, предлагаемые ими концепции превращаются в важные средства формирования и оценок участников конфликтных ситуаций, а представители дисциплин - в активный фактор воздействия на состояние этих ситуаций и их цивилизованное разрешение.
    Особую значимость в свете этой общей констатации приобретает глубокое концептуальное осмысление идеологических и социально-психологических факторов возникновения и разрешения конфликтов. Это обусловлено, во-первых, тем, что конфликт представляет собой не просто противоречие, возникшее между определенными социальными субъектами, а противоречие, так или иначе осознанное и оцененное. Следовательно, состояние сознания и духовного мира его участников далеко не безразлично для характера его протекания и разрешения. Во-вторых, глубокое и всестороннее понимание особенностей духовной культуры субъектов конфликта имеет решающее значение для оценки как их собственных действий, так и оказываемых на них организационно-управленческих воздействий под углом зрения основных человеческих интересов и запросов, т.е. для гуманитарной экспертизы. Необходимость приоритетной разработки принципов такой экспертизы - также один из важных выводов прошедшей дискуссии в отношении дальнейшей рационализации конфликтных ситуаций и придания им цивилизованного, гуманистически ориентированного характера.
    Наконец, участники обсуждения единодушно сошлись на особой важности и актуальности усиленной разработки социальных технологий регулирования и разрешения конфликтных ситуаций, без чего, собственно, невозможна эффективная деятельность экспертно-консультативной службы по конфликтам, какими бы достижениями не отличались все другие стадии и стороны ее деятельности. И это единодушие в понимании особой значимости прагматически-прикладной стороны этой службы вселяет уверенность в ее успешной организации и институциализации в самом ближайшем будущем при поддержке законодательных и исполнительных органов и заинтересованной помощи со стороны всех тех организаций, которые так или иначе вовлечены в конфликтные отношения нашего общества.
    Общий вывод из дискуссии по технологическим проблемам регулирования конфликтов заключается в необходимости решительного отказа от методов силового давления, не обеспечивающих демократизацию общественных отношений и тянущих страну назад, к тоталитаризму. На смену им должны придти технологии, ориентирующиеся на компромисс, как признание конфликтующими сторонами правомерности притязаний их оппонентов, и особенно на консенсус, как способ совместных, дружных усилий сторон по радикальному преобразованию тех условий и факторов, которые вызвали конфронтацию и противоборство их интересов и устремлений. Ориентируясь на интеграцию, а не противостояние субъектов социальных конфликтов, такого рода технологии, по существу, восстанавливают в правах и значимости глубинные общечеловеческие ценности и устремления, укрепляют нравственные основания жизни и деятельности общества и тем самым возвращают ей ее подлинный смысл, а социальным конфликтам - их позитивное общественное значение и функцию.

 

Проекты и направления работы |  Сотрудники Центра |  База данных |  Публикации | 
Серия "Социальные конфликты" |  Конференции |  Учебно-методические материалы |  Аннотации к изданиям Центра |  Конфликтологические сайты Интернет |  Наши партнеры | 

НазадВверхДомой

Copyright © 2000-2001 webmaster
Используются технологии uCoz